МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ. Режиссер Сильвиу Пуркарете

Вернуться в каталог
Страна: Россия
Город: Москва
Место: Государственный академический театр им. Е. Вахтангова
Адрес: ул. Арбат, 26
Премьера 12 сентября 2016 года

Одно из самых ожидаемых событий сезона в Москве — постановка пьесы Мольера  известным французским режиссером румынского происхождения Сильвиу Пуркарете в одном из лучших театров страны с одной из лучших трупп, открытой импровизации, игровому театру.

Комедия в спектакле зачастую оборачивается фарсовыми сценами, но фарс тут больше королевский, чем площадной. Балетные интермедии, которые зачастую заставляют вспомнить больше о Брехте, чем о придворном театре Пале Рояль, идут рука об руку с  драмой самого Мольера, ведь великий комедиограф умер на сцене, играя Мнимого больного. Это — спектакль, как о людских пороках, так и об искусстве театра, жертве, которую приносит художник.

В спектакле заняты Сергей Маковецкий (Арган, мнимый больной) Мария Волкова (Белина), Мария Бердинских (Анжелика) Оксана Суркова (Луизон) Сергей Юшкевич/Александр Рыщенков (Беральд), Сергей Епишев (Клеант), Михаил Васьков (Г-н Диареус), Евгений Косырев (Тома Диареус), Нина Нехлопоченко/Елена Ивочкина (Г-н Пургон), Сергей Пинегин (Г-н Флеран), Олег Макаров (Г-н Правдон), Ольга Тумайкина/Анна Антонова (Туанетта)

Постановка - Сильвиу Пуркарете
Сценография, костюмы, свет - Драгош Бухаджиар
Музыка - Василе Ширли
Хормейстер - Ия Мустафина
Хореограф - Виктория Куль
Художник-гример - Ольга Калявина

Развернуть текст
12
Марта
2017
Фото: Валерий Мясников
Даты спектакля
12 Марта 19:00 МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ. Режиссер Сильвиу Пуркарете
В фокусе прессы
Написать рецензию
Комедия-балет со смертельным исходом
Елизавета Авдошина
15.09.2016

В "Мнимом больном" Сергей Маковецкий сыграл умирающего Мольера


Новый 96-й сезон Вахтанговский театр открывает премьерой по Мольеру. Спектакль «Мнимый больной» поставил французский режиссер румынского происхождения Сильвиу Пуркарете. Пуркарете впервые ставит на московской сцене, но уже не первый раз работает с русскими актерами – в прошлом году режиссер выпустил «Сон в летнюю ночь» в петербургском театре «Балтийский дом». Европейскую известность ему принесли интерпретации произведений мировой классики – от Эсхила до Ионеско, а его эстетика запоминается сразу – готическая мрачность коснулась теперь и самой веселой комедии Мольера.

Фарсовую пьесу об ипохондрике, донимающем себя мнимыми болезнями, которыми он мучает и весь дом, пожелав даже дочь насильно выдать замуж за врача, режиссер вживляет в биографическую канву автора – историю жизни и смерти знаменитого французского комедиографа. «Мнимый больной» стал последней комедией, которую Жан-Батист Поклен написал, будучи смертельно больным, в ней же со своей труппой сыграл последнюю роль – Аргана. Он умер в ночь после спектакля, как писал Булгаков в «Жизни господина де Мольера», захлебываясь кровью. И ни один из докторов к нему не пришел. Не успели или, как романизирует Булгаков, не захотели – после такой-то пьесы-памфлета на докторов-шарлатанов. Именно эту трагикомедию жизни режиссер делает точкой отсчета, ей посвящен броский монолог в зал Сергея Маковецкого, который в роли Аргона словно бросает драматургу-пересмешнику сбывшееся проклятье. В его сценах гениально все – то, как он пластически застывает, притворяясь мертвецом, как выходит из вымышленного образа, чтобы говорить от «своего» лица. Маковецкий играет, как и всегда, радостно, взахлеб. Его Аргон – капризный мальчишка, он с удовольствием играет в свою собственную игру и с рвением – в чужие. Но, выходя за границы комедии, Маковецкий снимает «маску» и остается в монументальном «портрете» то ли короля, то ли лицедея на пороге конца.

Гулкая сцена, будто опустевшая после спектакля, завалена грудой стульев. Сверху свешивается проетый временем кроваво-бархатный занавес (сценография Драгоша Бухаджиара). Актер усталой поступью выходит из светящего проема закулисья, снимает с головы королевские перья, идет к гримировальному столику, берет текст и будто примеривается к следующей роли: «Три и два – пять. «Сверх того, легонький клистирчик, чтобы освежить утробу вашей милости». С этой минуты зазвенит, клоунски замельтешит вокруг комедия. Но сквозь мольеровский сюжет проступит новый. Пуркарете ставит «Мнимого больного» как историю о театре, причем не в атмосфере праздника, заглядывая в шумное яркое закулисье, а как игру Фатума. Театр, как зеркало Судьбы, откуда, играя смерть, нельзя уйти живым.

Спектакль раздвигает границы одного жанра, хотя классические фарсовые штучки здесь удаются на славу. Вот служанка Туанетта – Ольга Тумайкина, которая полноправно в спектакле становится одним из главных действующих лиц, – надевает мясистый нос, огромные очки и несуразные ботинки (однако никак не может упрятать пышную грудь), притворяется доктором, чтобы проучить своего доверчивого хозяина. Вот аптекарь Флеран (Сергей Пинегин) облачается в химзащитный костюм и приволакивает 10-литровую канистру с клизмой, чтобы устроить «больному» освежающее промывание. Героев, несмотря на психологическую игру вахтанговцев, режиссер сближает с масками. На это намекает выбеленность лиц и заостренность образов. Развратная жена (Мария Волкова), дочь-нимфетка (Мария Бердинских), страстный романтик, ее жених (как всегда, безупречный Сергей Епишев).

Юмор начинается с деталей, вплоть до мельчайших контрастов, того, как подобраны между собой актеры – толстый и тонкий, высокий и низкий. А эстетский черный юмор – с киношной стилистики отрицательных персонажей – врачи, отец и сын Диареусы (Михаил Васьков и Евгений Косырев), пришедшие свататься, – мертвецы, сверкающие накладными лысинами, посланцы с того света. Но и тут актерам оставлено пространство для игры. Невероятно фактурный Евгений Косырев чуть заметно подергивает оттопыренным мизинчиком в застылой позе ходячего трупа, и зрителя прямо переворачивает от смеха и отвращения одновременно. Но градус драматического напряжения так высок уже от начала спектакля, что многие задуманные режиссером комедийные гэги словно повисают в воздухе, как если бы на поминках рассказывали смешные случаи из жизни покойника, но всем было неловко над ними смеяться.

Спектакль вслед за мольеровской пьесой, вбирающей в себя истоки французского балагана, итальянской дель-арте, пасторали, – раскладывается на интермедии, как на картинки из театральных эпох. Они не только не купируются, но и задают тон всей постановке. Маковецкий выходит на подмостки в образе хитрого горбуна Пульчинеллы, цыгане, приглашенные в дом для увеселения, оказываются танцовщицами американского мюзик-холла, а финальный выход хора – пышным придворным балом времен «короля-солнца». Над всем этим властвует холеный антрепренер – им в спектакле Пуркарете стал рациональный брат Аргана (актер «Современника» Сергей Юшкевич). Это еще одна сторона механизма под названием «театр». Именно он прикажет Мольеру–Маковецкому выйти в роль, ставшую последней. Тот вновь появится в рыжем парике, сопровождаемый хором, и зальет камзол алой кровью, хлещущей из горла.

Это спектакль-эпитафия. И, пожалуй, сегодня сложно выдумать более точный взгляд на комедию Мольера. Пуркарете, как золото на зуб, «проверяет» ее событиями подлинными, жизненными, где благополучного финала, увы, не существует.        

Наши партнеры
Станьте соавтором проекта
Высылайте свои материалы, редакция рассмотрит их
для публикации на нашем сайте
Добавить событие
Добавить рецензию