ПОЧЕМУ ФРАНК КАСТОРФ ОБРЕЧЕН СКАКАТЬ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ?

30.11.2016

Дорте Лена Айлерс 

Уже больше года в берлинском культурном сообществе кипят страсти. В прессе публикуются многочисленные открытые письма, интервью, обвинения, протесты. Что же происходит?

В прошедшем 2015 году управляющие культурной политикой Берлина решили не продлевать контракт на 2017 год с государственным интендантом театра Народная сцена Франком Касторфом (Frank Castorf). В последние 25 лет Франк Касторф, один из самых радикальных режиссеров Германии, являлся руководителем известного театра на площади Розы Люксембург. На протяжении многих лет театр находил все новые и новые художественные решения, иногда лучше, иногда хуже, но всегда направленные против духа времени, против мэйнстрима. Постановки театра всегда имели ярко выраженную политическую направленность, раньше других в нем стали обращать внимание публики на последствия постколониального миропорядка, соединили неолиберальные структуры правления с национализмом и фашизмом, исследовали различные общественные коллизии, произошедшие после 1989 года. «Народная сцена» была сама по себе произведением искусства. Да, но почему была?

«Была» в данном случае значит: действительно конец, finito. Так, по меньшей мере, видят происходящее наиболее резкие критики этого культурно-политического решения, следствие из которого не заставило себя ждать: преемник назван. Когда 24 апреля 2015 года правящий бургомистр Берлина обнародовал имя нового интенданта Народной сцены, полемика возобновилась с новой силой. То, о чем сплетничали в прессе и в театральных кафешках, стало непреложным фактом: в театральном сезоне 2017/2018  новым интендантом «Народной сцены» должен стать бельгийский куратор Крис Деркон (Chris Dercon), который до этого руководил музеем Современного Искусства (Modern Art) в Лондоне и, как не устают повторять его критики, еще ни разу не возглавлял какой-либо театр. Еще пока что действующая администрация Народной сцены быстро среагировала на происходящее: на крыше, где обычно находится баннер с анонсом текущего репертуара, висит плакат с одним словом – «Продано»!

Критики видят в персоне нового интенданта смену парадигмы, если не сказать эпохи. Крис Деркон реализовал в Доме искусств (Haus der Kunst) в Мюнхене с художником Олафом Элисоном (Olafur Eliasson) и хореографом Тино Сегалем (Tino Sehgal) довольно интересные проекты, а также сотрудничал с такими художниками, как Кристоф Шлингензиф (Christoph Schlingensief) и Эй Вэйвэй (Ai Weiwei), но все-таки театральным интендантом он никогда не был. Как может куратор начать работать с интереснейшим художественным театром? Что он забыл рядом с такими звездами, как Генри Хюбхен (Henry Hübchen), Милан Пешель (Milan Peschel), Мартин Вутке (Martin Wuttke), с такими великими актрисами и актерами, как Софи Ройс (Sophie Rois), Александер Шеер (Alexander Scheer) и Катрин Ангерер (Kathrin Angerer)? Что стоит за высказыванием земельного секретаря по культуре Берлина (а это второй человек после бургомистра по вопросам культурной политики) Тима Реннера (Tim Renner) когда он говорит в связи с происходящим, что мы должны «переосмыслить» «Народную сцену»?

Критики Деркона в пылу жаркой полемики отдают эти вопросы на суд общественности. Интендант почтенного «Берлинер Энсембель» (Berliner Ensemble) Клаус Пэйман (Claus Paymann) в открытом письме на имя правящего бургомистра Михаэля Мюллера (Michael Müller) громит секретаря по вопросам культуры Тима Реннера. Он, как считает Пэйман, не постеснялся допустить несколько совершенно позорных высказываний: «начиная с прямой трансляции премьер и до поднятия входной платы в театры и оперы». Теперь что же, из знаменитого театра «Народная сцена» сделают очередное местечко для проведения культурных мероприятий? «Будем надеяться, что кто-нибудь крикнет: «Это был розыгрыш!». Но никто пока что этого не делает. И такого рода критики более чем достаточно.

19 апреля интенданты Йоахим Лукс (Joachim Lux) - театр Гамбурга (Schauspielhaus Hamburg), Ульрих Куон (Ulrich Khuon) – «Немецкий театр» Берлина (Deutsches Theater Berlin) и Мартин Кушей (Martin Kušej) – «Резиденцтеатр» Мюнхена (Residenztheater München) обнародовали свою позицию в открытом письме, теперь уже на имя земельного секретаря по вопросам культуры Тима Реннера. «Общество, города и, слава Богу, культура, все пребывает в движении. К сожалению, это движение, которым вы, как ответственный политик, в данное время хотели бы управлять, ведет к разрушению, так как оно необратимо. Разумеется, мы должны иметь возможность дискутировать по вопросу: правильно ли то, что после «Шиллертеатра» (Schillertheater) и бывшей «Народной сцены Вест» (Volksbühne West) уже третий берлинский репертуарный театр – «Народная сцена Ост» - должен быть ликвидирован. В любом случае такие серьезные культурно-политические решения должны иметь основой открытую дискуссию, а не решаться росчерком пера на задворках политики. Превращение театра «Народная сцена» в многофункциональный театральный комплекс - это слишком серьезный поворот,  мягко говоря, на наш взгляд, совершенно необоснованный. Особенно шокирует это событие тем, что «Народная сцена» вовсе не какой-то «прогнивший свинарник». Как раз, наоборот: он является одним из лучших национальных театров Германии международного уровня. К сожалению, все это для нового земельного секретаря по культуре ничего не значит».

В обоих письмах затронуты проблемы, являющиеся центральными в данной дискуссии. Существуют опасения, что Крис Деркон сделает из театра Народная сцена очередной многофункциональный театральный комплекс, в котором будет ликвидирована постоянная актерская труппа и откроется свободная сцена для гастролирующих групп. Однако подобных комплексов в Берлине вполне достаточно. «Геббель на берегу» (HAU Hebbel am Ufer), «Залы Софии» (Sophiensälen), «Берлинские фестивали» (Berliner Festspielen) являются прекрасно функционирующими театральными комплексами, которые привлекают в город международные фестивали и большое количество деятелей самых разных искусств с интересными программами. Несмотря на то, что культурная политика в Германии является прерогативой федеральных земель, министр культуры  Моника Грюттерс (Monika Grütters) предупреждала о том, что нежелательно организовывать в столице структуры (организации культуры) дублирующие друг друга.

Очень подозрительными показались критикам высказывания Деркона в ежедневнике «Тагесшпигель» (Tagesspiegel): «Берлин, -  говорит Деркон в одном из интервью, - имеет возможность попробовать такую форму экономии, где культура играет особую роль. «Мы можем поучиться у Барселоны, так как туризм - это совсем не всегда неудача. Мы имеем в Берлине три различных формы туризма: культурный, походный, низкобюджетный. Вот что я хотел бы соединить: развитие города, туризм, культуру и театр Народная сцена». Это довольно неубедительно звучит в смысле городского маркетинга, а уж для слуха тех, кто определяет театр как место противостояния механизмам сокращения бюджета, просто как предательство. От одного открытого письма к другому страсти только накаляются.

20 июня в Берлинский Сенат, а также на имя министра культуры Моники Грюттерс,  было направлено коллективное письмо, подписанное 180-ю сотрудниками и деятелями искусств театра «Народная сцена», в том числе режиссерами Кристофом Марталером (Christoph Marthaler), Гербертом Фричем (Herbert Fritsch), Ренэ Полешем (René Pollesch) и такими актерами, как Мартин Вутке, Катрин Ангерер и Софи Ройс. Назначенным интендантом Крисом Дерконом было проведено первое общее собрание. В письме описывается это следующим образом: «28 апреля общим собранием доведено до сведения будущего руководства театра, что перед «Народной сценой» не будут ставиться новые художественные задачи. Концептуальная линия дальнейшего художественно-структурного развития театра не встретила понимания со стороны Криса Деркона и его программного директора Мариэтты Пикенброк (Marietta Piekenbrock). Такие дополнительные виды деятельности как балет, музыкальный театр, цифровое искусство, кино совершенно не согласуются с жестким репертуарным планом театра Народная сцена. На одном дыхании коллективу было объявлено, что «художественный театр больше не является краеугольным камнем этого здания», были высказаны банальности, такие как «язык сцены должен быть многообразен». В провозглашении такого упрощенного подхода к нашей деятельности мы опасаемся нивелирования, установленного нами  художественного уровня, и ожидаемого ослабления нашего актерского потенциала (…) Наша критика направлена на берлинскую культурную политику: во имя мультикультурализма и многообразия форм происходит разрушение оригинального и единственного в своем роде всемирно известного театра «Народная сцена»».

Несмотря на большое количество критиков, многие все-таки оказались на стороне берлинской политики в области культуры. Ряд именитых деятелей искусств и кураторов написали ответное открытое письмо, чтобы поддержать Деркона. Письмо на имя правящего бургомистра было подписано, кроме прочих, Оквуи Энвезором (Okwui Enwezor), директором Дома искусств Мюнхена (Haus der Kunst), архитекторами Дэвидом Чипперфилдом (David Chipperfield) и Ремом Колхасом (Rem Koolhaas), хореографом Анной Терезой де Керсмакер (Anne Teresa de Keersmaeker), кинорежиссером Александром Клуге (Alexander Kluge), а также директором Серпантин-Гэлери в Лондоне (Serpentine Gallery London) Гансом Ульрихом Обристом (Hans Ulrich Obrist). «Крис Деркон появился в Берлине как один из самых успешных и дальновидных руководителей в области музееведения последних трех десятилетий. Ему удалось создать крепкие и устойчивые структуры, он имеет всестороннее представление о значимости идей, являющихся стимулом для развития искусства. В качестве авторитетного деятеля в области современного искусства он оказывал поддержку и помогал профессионально состояться многим художникам. Своей приверженностью к рискованным экспериментам он заслужил доверие и восхищение своих коллег. (…) Принимая во внимание соответствующие заслуги господина Деркона в течение последних трех десятилетий, мы уверены, что он не только идеально подходит для руководства театром Народная сцена, но его кандидатура безусловно является наилучшей».

Пока что нелегко занять определенную позицию в этом споре. Программа, представленная Крисом Дерконом, на данный момент выглядит довольно расплывчатой, чтобы понять, какое направление выберет театр под его руководством. В его команду входят такие деятели культуры, как кинорежиссеры Ромуальд Кармакер (Romuald Karmaker) и Андреас Клуге, которые известны своими высокоинтеллектуальными проектами. Несмотря на это, с грустью вспоминается последний сезон театра «Народная сцена» под руководством Франка Касторфа. В интервью телеканалу RBB Касторф рассказал о своих планах «скакать как некий театральный кочевник от сцены к сцене по всей Европе». Его заключительной работой в театре Народная сцена  будет постановка «Фауст II» Гете. «Вот мысль, которой весь я предан,  Итог всего, что ум скопил. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,  Жизнь и свободу заслужил».

перевод Дмитрия Шереметьева


«