ВЕСЕЛЫЙ СОЛДАТ. Режиссер Сергей Безруков

Вернуться в каталог
Страна: Россия
Город: Москва
Место: Московский Губернский театр
Адрес: Волгоградский пр-кт, 121
Премьера 28 января 2016 года

 В основе спектакля – одноименная повесть Виктора Астафьева, который прошел всю Великую Отечественную войну простым солдатом.

Главным героем спектакля становится сам писатель. Из настоящего он вглядывается в прошлое, в себя – молодого, веселого солдата. Заново проживает свою первую юношескую влюбленность, первое ранение, первую потерю, первого убитого немца.

История солдата Вити – это история о «другой войне», не той лакированной, героической, которую мы привыкли видеть в красивых советских фильмах. Ведь на войне не только воевали, но и жили: влюблялись, дружили, ненавидели. Но именно из этих будней, из боли, грязи и бесчисленных потерь рождалась наша Победа.
В роли Виктора Астафьева — известный актер Борис Галкин.

Инсценировка – Ричард Бондарев, Анатолий Королев
Художественный руководитель постановки – Сергей Безруков
Над спектаклем работали: Ричард Бондарев, Анна Горушкина, Евгений Гомоной, Елена Киркова
Художник-постановщик – Екатерина Малинина
Художник по костюмам – Карина Автандилова
Художник по свету – Лора Максимова
Художник видео – Евгений Гомоной

В ролях: Борис Галкин, Илья Малаков / Андрей Сорока, Елена Киркова / Вера Шпак, Наталья Качалкина / Ирина Токмакова, Эдуард Айткулов, Сергей Бурлаченко / Василий Шмаков, Елена Доронина / Елена Цагина, Алексей Веретин / Дмитрий Карташов, Николай Басканчин / Андрей Мисилин, Наталья Шклярук, Юрий Колганов, Елена Петрова / Ольга Смирнова, Анна Роганова / Наталья Смирнова, Сергей Куницкий / Михаил Шилов, Андрей Исаенков / Андрей Щеткин.

Развернуть текст
Даты спектакля
29 Марта 19:00 ВЕСЕЛЫЙ СОЛДАТ. Режиссер Сергей Безруков
В фокусе прессы
Написать рецензию
Веселый солдат печального времени
Борис Войцеховский
24.02.2016

23 февраля в Московском Губернском театре показали спектакль "Веселый солдат", в основу которого легла одноименная повесть Виктора Астафьева - одно из самых неоднозначных, пожалуй, произведений о Великой Отечественной войне.


Ход неожиданный, что уж там. Причём, со всех сторон. С одной, потому что идущие вразрез с официальной точкой зрения произведения о войне – огромная редкость. С другой, потому что их тем более никто не ждёт от Губернского театра, возглавляемого Сергеем Безруковым. Безруков, между тем, выступил худруком спектакля по повести Виктора Астафьева "Веселый солдат" - произведения жесткого, откровенного, невероятно личного и противоречащего всему, чему нас учили школьные учебники.
Сам Астафьев ушел на фронт добровольцем в 1942 году, трижды был ранен и закончил войну солдатом. Он и становится главным героем спектакля, на протяжении более двух часов вспоминающим о военном времени и том, что было после него.
В роли престарелого писателя-фронтовика тут выступает Борис Галкин, знавший Астафьева лично. И, судя по тому, как произносит он свои монологи, отношение к астафьевскому тексту у него так же весьма личное.
Одетый то в растянутый свитерок и костюмные брюки со стрелками, по деревенской моде заправленные в высокие сапоги, то в военную форму времен Великой отечественной (художник по костюмам - Карина Автандилова), он невероятно трогателен, когда речь заходит о жертвах, и едва ли не взрывается от гнева, когда называет виновников этих жертв - не немцев, как стоило бы ожидать, а своих: от Сталина до ворюги и сволочи смершевца, от бессердечной главврачихи госпиталя до похотливого политрука, а, в целом - власть имущих.
Он обвиняет, сидя в своём рабочем кабинете - точно таком же, какой был в родном Астафьеву селе Овсянки (художник-постановщик - Екатерина Малинина): вот столик, вот панцирная кроватка, вот старенькие репродуктор на стене. Обвиняет, сидя на краю окопа, оплакивая умершую дочку на деревенском кладбище, трясясь в вагоне, в котором раненные едут с фронта, и стоя посреди дома в уральском городе Чусовом, где живёт семья жены писателя Мили (Наталья Шклярук) и куда Виктор Астафьев приезжает после демобилизации. Обвиняет и другой Виктор Петрович Астафьев - ещё молодой, сыгранный Ильёй Малаковым. Последнему, кстати, приходится куда тяжелее на фоне именитого Галкина, из-за чего, возможно, он и смотрится помельче, чем стоило бы.
Обвинение - это и есть суть как повести, так и спектакля. Но обвинение не как самоцель, а как попытка разобраться и в себе, и в своём прошлом, и в истории своей страны. Недаром же, чтобы из прозы получилась сильная драматургия, режиссёры спектакля - Ричард Бондарев, Анна Горушкина, Евгений Гомоной, Елена Киркова - в инсценировку добавили воспоминания санитарок, анонимное письмо с угрозами Астафьеву, его интервью разных лет.

Зачем? В одном из писем Виктора Астафьева есть строки: «Я пишу книги о войне, чтобы показать людям, и, прежде всего, русским, что война – это чудовищное преступление против человека. И чем более наврёшь про войну прошлую, тем скорее приблизишь войну будущую». Это и есть ответ: весьма болезненный для постановки, прошедшей 23 февраля, но, если разобраться, возможно, именно в этот день более всего своевременный.

Наши партнеры
Станьте соавтором проекта
Высылайте свои материалы, редакция рассмотрит их
для публикации на нашем сайте
Добавить событие
Добавить рецензию