Страна: | Сербия |
Обозрение театрального сезона в Сербии я начну с рассказа о фестивале «Дезире» в городе Суботица. «Дезире» - фестиваль альтернативного/не конвенционального театра, который проводится уже 8 лет (за эти восемь лет мы имели возможность ознакомиться и с блестящим спектаклем русской труппы АХЕ из Санкт-Петербурга). В этом году фестиваль получил название «Бордерлайн».
Директор и основатель фестиваля Aндраш Урбан, одновременно является и одним из наиболее значительных в регионе авторов, его фестиваль собирает состоявшихся художников с территории бывшей Югославии и всего региона. Вот как он объясняет название фестиваля этого года: Mы живем на территории, где слово «граница» и в географическом смысле является наиболее важным. Мы постоянно говорим, что это своего рода граница Балкан и Eвропы, по сути, здесь заканчивается официальная Eвропа, но в то же время, хотя мы и находимся на распутье, на переходе, эта граница, в условиях мигрантского кризиса укрепляется, и если мы заглянем в будущее, то увидим довольно мрачную картину. Само название фестиваля ассоциируется с линией границы, красной линией, которую следует или не следует переступать. Но преимущественно, слово «бордерлайн» является термином, который в неконвенциональной психологии означает специфическое духовно-ментальное состояние человека, связанное с проблемой его самоидентификации, поведения, которое из конвенциональной перспективы подлежит осуждению. В художественном смысле это призыв к исследованию такого состояния, к неприятию предлагаемой нам конвенции, к тому, чтобы задать себе вопрос о самоидентификации, о нашем поведении, об отношении к не конвенциональной реальности. В центральной части фестиваля представлены спектакли различных театральных течений, фестиваль фундаментально занимается образованием своей публики, как посредством самих спектаклей, так и посредством дополнительных программ «Дезире академии» - цикла встреч с авторами-участниками фестиваля и их мастер-классов. По изобретательности самой концепции, решительности в стремлении представить свои произведения качественно и нестандартно, без каких-либо ограничений анализировать актуальную реальность, этот фестиваль, без сомнения, является одним из самых конкурентоспособных не только в Сербии, но и в целом регионе.
Один из наиболее выдающихся в стране театров, белградский театр ''Aтелье 212'' oтметил 60-летие своего существование премьерой спектакля «Дети радости» автора Милены Маркович в постановке Снежаны Тришич. Mилена Маркович является одним из наших выдающихся писателей, ее пьесы имеют собственную мифологию и развиваются по логике сновидений, они всегда обращают нас к далекому прошлому, чтобы открыть нам глаза на будущее. Режиссер Снежана Тришич сознательно выстраивает художественный мир Милены Маркович внутри собственного замысла, давая ему, таким образом, специфическое обрамление при поддержке, действительно, блестящей игры всего актерского ансамбля.
В начале сезона мы смотрели премьеру спектакля «Окорбление народа в двух частях» Слободана Селенича в постановке Андраша Урбана в суботицком Народном театре. Действие спектакля, происходит в югославской тюрьме после Второй Мировой войны, в которой вместе сидят заключенные, принадлежавшие к враждовавшим сторонам,решительно вводит нас жесткую конфронтацию с нашими собственными расколами, с отношением к власти, к тому, что является общественным, а не личным, в конце приводя нас к личному сопереживанию с жертвами, к эмпатии.
К слову о жертвах и эмпатии, сезон был открыт спектаклем «Гамлет» в Югославском Драматическом театре в постановке македонского режиссера Aлександра Поповского, с одним из наших ведущих актеров Небойшей Глоговацем в роли принца Гамлета. Это театр в театре, это экзистенциальный беккетовский Гамлет, несущий на плечах тяжелое бремя, которое он делит с публикой, со всеми нами.
И наконец, о самом главном: 50-летие своего существования отметил фестиваль БИТЕФ. Битеф, безусловно, является важнейшим международным фестивалем на территории бывшей Югославии и в регионе западных Балкан. Его основателями были Йован Чирилов и Мира Траилович. В геополитическом смысле он был необычайно важен для тогдашней титовской Югославии, он буквально стал вратами между Востоком и Западом. Во времена холодной войны это было место, где художники, прибывающие с востока могли видеть наиболее значительные западные постановки и наоборот. Битеф был местом встречи par exellance. На нем были представлены такие художники как Роберт Вилсон, Гротовский, Барб, Любимов, Брук и многие другие. Его подзаголовок гласил «фестиваль новых театральных тенденций» и он действительно был таковым.
Сегодня, когда отмечается 50-летие его проведения, конечно, нет больше классического разделения на восток и запад, мир живет по иной парадигме, Битеф стал фестивалем, который открыт самым разнообразным драматическим формам. Главной специальной программой Битефа в этом году стал 28-ой конгресс международной ассоциации театральных критиков, в котором приняло участие 100 критиков из 40 стран всех континентов, за исключением Aвстралии и Новой Зеландии. В рамках конгресса прошла международная конференция по теме «новый и глобальный театр - oт потребления до художественной необходимости’’, идеей которой стало исследование того, каким образом в современной культуре мы можем себе представить эту модернистскую концепцию нoвума*, кoторая была адекватна исполнительской практике 60- и 70-х годов 20-го века.
Мы живем в мире, в котором постмодерн остался в прошлом, хотя мы видим его рецидивы, - говорит художественный директор фестиваля Иван Меденица. – Нашим замыслом было исследование с помощью этой теоретической платформы мнений нoвума в современном теарте, и именно таким образом сформулированная тема, указывает, среди прочего, на то, что глобальный театр никогда не является глобальным. В области культуры вы всегда должны заботиться о культурных особенностях, своеобразии. То, что является новым для одной среды, может не быть новым для другой. И опять же, это не есть некий западный гегемонистский проект, требованиям которого должно сегодня соответствовать все.
Во всяком случае, Битеф последовательно продолжает свою миссию исследования новых театральных течений, одновременно размышляя о современном общественно-политическом времени.
По этой «карте» театральных премьер и значительных юбилеев, отмечаемых с начала театрального сезона до момента написания этого обозрения, можно проследить путь развития сербского театра, в первую очередь, благодаря разнообразным средствам и аутентичному художественному почерку, исследовать существующую действительность, а для такого исследования бывает необходимо обратить взгляд в далекое прошлое, чтобы из той точки, в которой находимся сейчас, мы могли проецировать будущее.
Перевод Светланы Луганской